Древний город инков


Мачу Пикчу — город удивительной истории и неразгаданных тайн. Испанские конкистадоры, захватившие в XVI веке территорию современного Перу, так и не смогли обнаружить эту крепость, в которой укрылись инки, не желавшие подчиниться иноземному господству. В течение более трехсот лет он был в полном смысле слова «потерянным городом» — никто не подозревал о его существовании.
Считают, что последние обитатели Мачу Пикчу скончались к началу XVII века, а официально открыт он был Хирамом Бингемом только 24 июля 1911 года. Инки, не имевшие письменности и не знавшие, что такое колесо, построили свой город-святилище-крепость в действительно неприступном месте — в самом сердце Кордильер, на вершине горы, окруженной высокими пиками и непроходимыми лесами. Коренные жители считали гору Мачу Пикчу священной, поскольку она обеспечивала их водой и пищей: возле вершины индейцы обнаружили два чистейших природных источника (которые не иссякли и по сей день), а на террасированных склонах выращивали урожай зерновых и овощей. Город вполне мог существовать независимо от внешнего мира. Единственным способом сообщения с внешним миром служили индейские тропы, известные лишь посвященным.

Когда экспедиция Бингема обнаружила город, археологи были поражены четкостью его планировки и красотой каменных конструкций. Невероятным образом инки сумели водрузить на свои места в кладке зданий огромные блоки весом более 50 тонн. Строители обрабатывали валуны бронзовыми или каменными орудиями, стесывая острые края и придавая камням необходимую форму. Каждую каменную глыбу инки подогнали под соседние, как фрагменты мозаики-головоломки, чтобы создать прочные и долговечные сооружения. Можно лишь догадываться, сколько времени ушло на эту кропотливую работу.

Согласно одной из гипотез, Мачу Пикчу играл роль важного религиозного и политического центра, и входить в город разрешалось только императору, его приближенным, жрецам и экспертам в различных областях науки и искусства.

Индейцы заранее готовились к строительству и очень тщательно планировали Мачу Пикчу. Они провели серьезные геофизические, геологические и астрономические исследования, определили параметры безопасности, архитектуры, гидравлики и пригодности местности для ведения сельского хозяйства. Когда же список требований для постройки идеального города был готов, инки отправились на поиски места, отвечающего всем пунктам. И обнаружили его именно на Мачу Пикчу (с инкского — «старая гора»). Затем понадобилось много времени, чтобы очистить территорию от буйной растительности и сделать точные математические измерения для создания архитектурного плана будущего жилого комплекса. В это же время ученые инков, вероятно, провели ряд исследований грунта, чтобы определить возможное сейсмическое движение, скальные изломы, эрозию почвы и каналы стока дождевой воды.
Тысячи индейцев, работавших над строительством города, в первую очередь проложили тропы для доставки провизии, соорудили сараи для ее хранения и построили грубые хижины для жилья. Пещеры же использовались как убежища. Сложнее всего индейцам пришлось на начальном этапе работ — они перенесли тысячи тонн камней и земли, чтобы построить подпорные стены, сельскохозяйственные террасы и платформы. Тогда же древние архитекторы позаботились о дренажной и оросительной системе, состоящей из множества узких каналов, которые впадали в широкий центральный. Позже постройки обмазали глиняной смесью.

Современные ученые подтверждают, что все строения имеют особые математические и астрономические координаты, определенные инками согласно их философии и религии. Здания четко разделены по функциям: социальной, политической, астрономической и религиозной, с преобладанием храмов, дворцов, алтарей и астрономических обсерваторий. Это позволяет предположить, что Мачу Пикчу выполнял роль элитного религиозного центра, в который прибывали лучшие представители общества со всей империи. Здесь же древние ученые постигали тайны астрономии и астрологии, а учителя преподавали различные науки высокопоставленным студентам.

Существование города скорее всего связано со временем правления Пачакутека, вошедшего в историю инков как великий реформатор и строитель. С 1350 по 1530 год н.э. люди жили в городе периодически, а постоянно населяли его лишь в 1500-1530 годах. Затем, еще не закончив строительство, они навсегда ушли из Мачу Пикчу.

Мотивы, побудившие жителей поспешно покинуть Мачу Пикчу, до сих пор неизвестны. Теорий на этот счет множество: возможно, в городе возникла эпидемия неизлечимой болезни, или вспыхнула локальная гражданская война, или город атаковали враждебные племена, или же по какой-либо причине резко сократилось количество доступной питьевой воды.

Наиболее вероятно, что население покинуло святилище, чтобы сохранить его существование в секрете от завоевателей и, тем самым, уберечь от неминуемого разрушения. Испанцы не просто подчиняли себе земли, они еще и насаждали чуждый индейцам католицизм. Бывшую империю заполонили христианские священнослужители, с особым рвением старавшиеся «вернуть» заблудшие души язычников Богу. Если бы конкистадорам удалось обнаружить Мачу Пикчу, город постигла бы та же участь, что и другие поселения: храмы и алтари немедленно бы разрушили, а на их месте построили католические церкви.

Испанцы были слишком заняты завоеваниями, чтобы организовать серьезные поиски таинственного города. Ко времени окончательного разгрома инков в 1572 году тропы, ведущие от Куско к Мачу Пикчу, полностью заросли и стали непроходимыми. Таким образом, святилище оказалось спасенным — окруженное дождевыми лесами, отвесными обрывами и горными реками.
В конце XIX — начале XX века в район Мачу Пикчу начали прибывать на поселение первые индейцы-фермеры. Они-то и нашли сокровища инков, а затем продали их итальянцу Ломеллини. Известно, что местный фермер Агустин Лизаррага в 1900 году устроил лесной пожар, чтобы освободить дополнительную площадь под сельскохозяйственные угодья. Обходя выгоревший лес, он обнаружил заброшенную тропу, которая привела его к Мачу Пикчу. Агустин был поражен увиденным и сначала не стал брать никаких драгоценностей, боясь прогневить древних богов.

Но устоять перед богатством было сложно, и уже через некоторое время он начал выносить сокровища и тайком сбывать их. Еще через два года фермер показал святилище своим друзьям. Именно Лизаррага был настоящим первооткрывателем легендарного города. Хирам Бингем прекрасно знал об этом, но постарался скрыть данный факт от общественности, не желая ни с кем делиться своей славой. Известно также, что Бингем сделал весьма ценные находки, большинство из которых и по сей день находятся в хранилищах Иельского университета (США), в свое время спонсировавшего его экспедиции. Позже, договорившись с президентом Перу, американец получил эксклюзивное право на раскопки на территории святилища. По свидетельствам очевидцев, вооруженная до зубов стража, состоящая из перуанцев, стояла по всему периметру города и охраняла его круглосуточно. Только «гринго Бингему», как здесь называли американца, и его людям разрешалось входить и выходить из Мачу Пикчу. Команда Бингема вынесла из города сотни ящиков, наполненных артефактами эпохи инков. Безусловно, многие из этих предметов имели не только историческую ценность. Такие действия вызвали резко негативную реакцию в кругах перуанской интеллигенции.

К Мачу Пикчу нельзя относиться как к «любопытным руинам» или как к очередному археологическому памятнику. Это, без сомнения, самое священное место во всех Андах и, одновременно, уникальное архитектурное сооружение.

Каждый, кто попадает сюда, должен осознавать, что входит именно в храм — только под открытым небом. Потрясающая панорама городов и крепостей над долиной Урубамбы превосходит все представления о деле рук человеческих. Но как ни сопротивляется рассудок, он должен подчиниться осязаемой действительности. Этот город построен людьми из плоти и крови, одержавшими победу над горными пропастями своим искусством, разумом и блестящей техникой. Они сумели превратить враждебные им бастионы, пропасти и девственные леса Кордильер в своих союзников, которые еще в течение столетий после того, как последний из живых защитников храмов и крепостей соединился с предками, защищали от захватчиков то, что было создано человеком. Эти союзники бессмертны, как сама природа. Человек, пораженный творениями инков, чувствует себя беспомощным при мысли, что еще и сейчас он как слепец блуждает в поисках следов.

Оставить комментарий